Развитие абстрактных понятий у детей с ОПФР

 

Далеко - близко, выше - ниже, вчера - сегодня... Порой ребенку сложно разобраться с этими понятиями без помощи взрослых. Именно поэтому родители должны позаботиться о том, чтобы абстрактные понятия вовремя вошли в его жизнь.


В этом вам могут помочь простые упражнения.

При каждом удобном случае давайте ему игрушки, различные предметы, называя и определяя их. «Это кубик, он маленький и твердый. Это шарик, он тяжелый и круглый». Учите малыша ориенти-роваться в разнообразии форм: разложите на полу несколько мячиков и расскажите ему, какого они цвета, размера: «Синий мяч больше красного, а желтый совсем маленький».

• Сделайте мячик из газеты и продемонстрируйте, как хорошо и далеко он летает, но совсем не может кататься. Чтобы ребенок разобрался с понятиями «легкий» и «тяжелый», покажите ему, как кружится в воздухе перышко или летают мыльные пузыри. Положите в пакет несколько кубиков и дайте пакет ребенку с комментариями: «тяжелый, полный», затем вытащите кубики - «легкий, пустой».

• То, что пластилин - липкий, а кора дерева - шероховатая, ребенок поймет, когда начнет мастерить из них разные штучки. Играя в кубики, объясните ребенку, что значит «высокий - низкий, длинный - короткий».

• Из разных коробок постройте город: дома, площадку, магазины, поликлинику, деревья. Затем отправляйтесь в путешествие по городу и объясняйте ребенку понятия «левый - правый», «за - перед», «дальше - ближе».

• Положите на стол и в коробку несколько одинаковых предметов. Затем доставайте их по одному и предлагайте ребенку найти «брата - близнеца» на столе. Оперируйте понятиями «одинаковый - разный».

• В пластиковую бутылку насыпьте разноцветные бусины и дайте ребенку ими погреметь. Затем доставайте по одной бусинке. Когда достанете все бусинки, скажите: «Теперь бутылка пустая».

• Принимая ванну, играйте в «полное - пустое», «мелкое - глубокое», наполняя водой формочки, лейки, бутылки.

• В коробочном городе сделайте из бумаги несколько дорог: короткую и длинную, широкую и узкую. Во время прогулки говорите слова «шире», «уже», «короче», «длиннее».

• Сделав бумажный кораблик, пустите его плавать и дуйте на него с разной скоростью, оперируя понятиями «быстрее - медленнее».

• Часто у детей возникают проблемы с сознанием хода времени. Соберите детские фотографии и сделайте несколько схем-плакатов: малыш встает, умывается, завтракает, убирает постель. Разложите картинки и объясните, что он делает утром, а что днем и вечером.